Заказать звонок Задать вопрос
 
 

Библиотека

В данном разделе вы можете ознакомиться с нормативными документами и интересными статьями, посвященными современному образованию и внеурочной деятельности.
 
 
 
Вернуться к списку
Можно ли без жёстких мер прекратить опоздания в школу?
09 января / 2018
Заканчиваются зимние каникулы, а, значит, школьники, собрав свои портфели, вновь каждый день рано утром отправляются в школу. Но за новогодние выходные их распорядок дня, как, кстати, и многих взрослых, мог заметно сбиться. Как же не опаздывать в школу?
 
Есть дети, которые опаздывают всегда. Даже если это время не после каникул. Почему это происходит? Кого-то родители будят за считанные минуты до выхода в школу, от кого-то требуют сначала позавтракать независимо от желания, очень часто в последний момент вспоминается, что надо что-то взять на уроки, и начинаются судорожные поиски. И, как следствие, теряются драгоценные минуты. Две там, пять там, десять там, а потом утренние пробки ... и вот ребёнок опять опоздал в школу!
 


У тех детей, которые опаздывают всегда, каждый день срабатывает комплекс из нескольких причин. Пока с одной борются, на поверхность выходит другая, тогда предыдущую забывают, решив, что дело не в ней, и спустя некоторое время она снова показывает себя во всей красе. Конца этому нет. Если в доме нет взрослого с хорошими организаторскими способностями, все разговоры с ребёнком или его родителями оказываются бесполезными. Семья может сильно напрячься, чтобы исправить положение, и на некоторое время опоздания прекратятся, но начнет рушиться что-то другое, очень часто — здоровье. Ребят, которые чередуют болезни и опоздания, обычно немного. И потому что-то делать специально ради них не считают нужным. А может, зря? А что если заняться этим вопросом, не станет ли всем лучше?

Опаздывающему легче бежать в школу, если первый урок — физкультура, и он не попадает под взгляды десятков осуждающих одноклассников. На учебных курсах для взрослых и в лекционных аудиториях университетов есть дверь, через которую можно незаметно скользнуть на задние ряды, никого не отвлекая и внимание к себе не привлекая. И не стоит ради одного-двух опаздывающих гонять до пота на физкультуре целые классы или менять архитектуру помещений. Но, может быть, стоит организовать аудиторию с видеоуроками, куда можно незаметно подсаживаться опоздавшим, чтобы не идти в свой класс и не срывать занятия в нем. Может быть, неплохо было бы погонять до хорошей усталости по спортзалу или по улице того, чьё тело ленится подняться вовремя?
 


Ребенок, который всё время опаздывает, скорее всего чего-то пытается избежать. Может быть, он интроверт, которому трудно переключаться в режим общения со сверстниками? Или он тугодум, для которого мучительно требование быстро соображать и мгновенно отвечать? Или какое-то давнее событие отзывается душевной болью на саму обстановку школы? Или думать лень, а неуспешным быть стыдно? Каждое утро — это переламывание себя. Школьный психолог может определить наиболее вероятную причину, но не может изменить те обстоятельства, которые стали препятствием. Он вызывает родителей и дает им рекомендации, некоторое время работает с ребенком. Если ничто не исправляется, может направить к другим специалистам. До которых ребёнка, скорее всего, не доведут, или же там с ним начнут заниматься, а в школе — ждать, когда занятия дадут эффект.
 
Что может сделать школа?
 
Во-первых, начинать занятия раньше. И не с уроков, а с игр, викторин, конкурсов. С призовыми баллами за сам факт участия, чтобы от слабых ребят требовалось лишь прийти и посмотреть. Всего двадцать минут с утра, а результатом может стать и сплочение класса, и появление постоянных дополнительных учебных интересов, и мягкий переход между домашней обстановкой и требованиями учителя.

Во-вторых, надо бы раз и навсегда запретить опоздавшим срывать уроки несвоевременным появлением на них. Но выставить опоздавшего на улицу невозможно, нельзя разрешать слоняться по коридору, не стоит вынуждать отсиживаться в туалете или играть с телефоном где-нибудь под лестницей. Но есть же библиотека. И библиотекарь может быть одним из самых влиятельных педагогов, ведь в его руках вся мощь литературы. Обычно библиотека открывается часов в десять. А почему не в семь? Почему бы не дать некоторым ребятам сосредоточенно поработать с литературой до начала занятий? Традиции такой нет, но, может быть, она нужна?
 
 
В-третьих, планшеты с играми и мультиками должны исчезнуть из школы, а вот работающие (бесплатные) игровые автоматы нелишне было бы включать за полчаса до занятий. И новые мультфильмы надо бы показывать в это время на достаточно большом экране. Кто любит играть и смотреть, прибежит в школу заранее. И за десять минут до урока войдет в класс вместе со всеми после прекрасно проведенного времени. Далее… Некоторые дети с трудом приходят на первый урок потому, что им в школе скучно, невыносимо скучно. Либо урок ведется не так, как они готовы воспринимать, либо, что нередко бывает, учителя учат учёного. Чтобы идти в ногу с классом, порой надо обладать преизрядной тупостью. Войти на урок — значит, выключить ум и душу. Но выключать не хочется, и в этом теперь нет необходимости. Не хочешь на урок — садись за компьютер, бери новые темы, делай контрольные за свой класс, потом за следующий, может, и до вузовских программ доберешься. И когда устанешь и захочется отдохнуть, довольно приятно будет войти в класс к своим друзьям и включиться в сравнительно простую учебную работу.
 

Например, программа внеурочной деятельности для начальной школы клуба «Фабрика миров» основана как раз на чередовании работы по принципу «человек-человек» и по принципу «человек-техника». Пообщавшись с педагогом и одноклассниками, ребёнок отправляется заниматься самостоятельно на портале. И тот, и другой вид деятельности вызывает интерес и не надоедает. Так почему бы общеобразовательным программам не взять на вооружение такой метод?

С компьютером можно и искупить вину за опоздание. Опоздал — сделай контрольную работу. Во время изучения такой-то темы на уроке отсутствовал, но изучил ее досконально и доказал хорошее знание при работе с компьютером — распечатай и принеси учителю результат, урок не будет считаться пропущенным. Хорошие обучающие программы требуют гораздо больших интеллектуальных усилий, чем работа на уроке в классе, так что легче не опаздывать. Представилось, как перед аудиторией с компьютерами выстроилась очередь из трехсот человек… Многие считают, что опоздание — следствие безнаказанности. Это отчасти верно. Такое жуткое наказание, как вид уходящего поезда, может раз и навсегда научить приезжать на вокзал заранее. Лучше на час раньше, чем на секунду позже. Этот час можно провести в зале ожидания. Что можно считать залом ожидания в школе? Если устраивать наказания типа «поезд ушел», то зал ожидания должен быть непременно.
 
 
Зрительный зал с увлекательным детским сериалом, спортивный зал с футболом или народными играми, или спортивными танцами, комната с играми настольными, компьютерный класс с обучающими программами, лингафонный кабинет, музыкальный класс хотя бы с караоке, мягкий уголок с наушниками, в которых звучат добрые сказки… Обязательно должно быть что-то из этого или, еще лучше, все одновременно.

— Но кто будет за всем этим следить! Это же дети, их на минуту оставить нельзя, они всю школу разнесут! Вы что, не знаете наших детей?!
 
Ваших, уж простите, не знаю, а наши не разнесут.
 
 

Автор статьи: Елена Ермолова
Источник: Школа жизни
 
С нами можно связаться
 
8-800-7008-028
school@omu.ru

    
 




 
 
Наши ресурсы
«Открытый молодёжный университет» — это организация, деятельность которой направлена
на разработку и внедрение современных образовательных продуктов для организации внеурочной деятельности и дополнительного обучения детей и молодёжи, ориентированного
на всестороннее развитие личности и творческих способностей учащихся.
 
 
© 2013-2018 Vneurochka.ru
All Rights Reserved
— Дизайн Altalab лаборатория брендинга
 
Developer Media-Com